Монумент-скульптура «Родина-мать»

Монумент Родина-мать в Киеве – своеобразный символ женского начала, силы духа украинского народа.



          Технические данные

  • Высота скульптуры «Родина-мать» (от пьедестала до кончика меча) — 62 м.
  • Общая высота с постаментом — 102 метра
  • В одной руке статуя держит 16-метровый меч весом в 9 т, в другой — щит размером 13×8 м с гербом СССР (весом в 13 т)
  • Всё сооружение — цельносварное и весит 450 т
  • Сам каркас начинается на глубине 17,8 м (от входа в музей). На эту глубину уходит бетонный колодец диаметром 34 метра.

Монумент Родина-мать в Киеве – своеобразный символ женского начала, силы духа украинского народа. Скульптура установлена на днепровских склонах, поэтому фигура Родины-матери видна даже из самых отдаленных точек Киева. Монумент является центром Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Интересен тот факт, что высота монумента превышает высоту статуи Свободы в Америке. Скульптура Родина-мать от пьедестала до кончика меча достигает 62 м, а общая высота вместе с постаментом составляет 102 м. В одной руке у нее 16-метровый, 9-тонный меч, в другой – щит размером 13?8 м и весом 13 т с изображением герба СССР. Каркас скульптуры начинается на глубине 17,8 м, куда уходит бетонный колодец диаметром 34 м. У подножия монумента расположен музей Великой Отечественной войны.

Работу над проектом возведения в Киеве монумента Родина-мать начинал скульптор, автор мемориала в Сталинграде Евгений Вучетич. Бытует такое мнение, что первоначально проект предлагался для Поклонной горы в Москве, но был отвергнут. Тогда автор решил установить скульптуру в Киеве. Согласно исходному плану монумент хотели покрыть сусальным золотом, а от его подножия в Днепр должен был течь водопад. Эту идею не удалось воплотить в жизнь, так как в 1974 году Вучетич умер. Заказ должен был перейти к знаменитому московскому скульптору Николаю Томскому, однако он отказался. Работу над монументом продолжил Василий Бородай, возглавивший команду, в которую вошли скульпторы Фрид Сагоян, Василий Винайкин, а также архитекторы Виктор Елизаров, Георгий Кислый, Николай Фещенко. В изначальный проект было внесено множество изменений. Например, по замыслу Вучетича статуя как бы "вырастала" из металлической стелы на уровне груди. В современном варианте, как известно, Родина-мать представлена в полный рост. Вучетич намечал сделать главный вход в комплекс со стороны набережной Днепра. Пройдя аллею с фигурами солдат и партизан, посетители попадали в специальный тоннель, где показывались наиболее трагические страницы войны – концентрационные лагеря и массовые расстрелы. Однако, в действительности основной вход сделан со стороны Лавры, так называемый "тоннель ужасов" сооружать не стали.

Сотрудники Киевского научно-исследовательского института Проектстальконструкция, привлеченные к проектированию комплекса, принялись изучать мировую практику, в частности, заинтересовались опытом реконструкции статуи Свободы в Нью-Йорке. Впрочем, в украинской столице предстояло решить более масштабную задачу – киевская статуя по своим размерам была намного внушительней. Поэтому, обшивку выполнили из листов нержавеющей стали, каждый из которых был размером 50х50 см и толщиной 1,5 мм. Сталь отливали в Запорожье, а вот работы по сварке листов в цельное полотно выполнили специалисты киевского Института электросварки имени Патона. Общая масса цельносварного сооружения достигает 450 т.
[Родина-мать]
Родина-мать

Были предложения сделать монумент менее воинственным – например, вместо меча дать женщине в руки чашу с вечным огнем. Но в итоге сделали так, как намечал Вучетич: щит – в одной руке, меч – в другой. Саму скульптуру изготовили на Киевском заводе имени Парижской Коммуны. Для того, чтобы собрать скульптуру воедино, потребовался специальный стометровый кран. По официальной версии его выплавили в нестандартной домне на Донбассе, а по неофициальной - заказали у японской фирмы "КАТО". После монтажных работ кран демонтировали. Однако существует еще одна версия, будто бы, поскольку рабочие не успевали полностью демонтировать кран до приезда высшего начальства, его просто порезали автогеном и сбросили в Днепр. Необходимо отметить, что монумент Родина-мать стал первой скульптурой подобных размеров в СССР. На сегодняшний день это самая большая скульптура в Украине, она внесена в современную "Книгу рекордов Украины".

Внутри монумента специально для технических целей смонтированы два лифта. Один наклонный, другой вертикальный, который движется на катках под углом 75 градусов. Один из лифтов поднимается с девятью остановками до самой головы Родины-матери, в которой есть люки и технические площадки. Можно подняться в "руку" со щитом и в другую – с мечом. Также внутри скульптуры предусмотрены смотровые площадки.

С возведением монумента Родина-мать в Киеве связано немало слухов и легенд. Согласно одной из них, однажды еще на этапе строительных работ по сооружению памятника, первому секретарю ЦК КПУ Владимиру Щербицкому позвонил киевский митрополит, сообщив, что ему было видение следующего содержания. Ни в коем случае нельзя поднимать меч, который является символом войны выше креста (символа смирения) Лаврской колокольни, расположенной неподалеку, поскольку тогда неизбежно разразится война. По одной из версий этот момент и послужил тому, что было решено укоротить меч Родины-матери на 12 метров. Однако архитекторы утверждают, что это сделано для архитектурного равновесия между сооружениями музея Великой Отечественной войны и Лавры.

Существует еще одна легенда, связанная с монументом. Еще до открытия монумента в народе ширились слухи, что якобы металлическая глыба – создание нечистого, и место для нее выбрано не случайно – Черная гора, над которой и птички не летают. То ли по стечению обстоятельств, то ли по воле неизвестной силы дочь скульптора В. Бородая, передавший памятнику черты ее лица, тяжело заболела и быстро умерла.
[Родина-мать]
Родина-мать

Монумент Родина-мать был открыт в 1981 году в День Победы, на церемонии присутствовали Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, министр обороны Д.Ф. Устинов, руководители Москвы и Ленинграда В.В. Гришин и Г.В. Романов. В честь открытия монумента Л.И. Брежнев подарил музею выполненное в бронзе повторение известной скульптуры Е. Вучетича "Перекуем мечи на орала", а также сделал запись в книге отзывов почетных гостей. Когда после смерти Брежнева к власти пришел К.У. Черненко, создатели киевской Родины-матери стали лауреатами Ленинской премии.

На сегодняшний день проводятся ежегодные геодезические инструментальные обследования монумента, которые показывают отсутствие каких-либо отклонений относительно динамического равновесия. Летом 2002 года был разрешен подъем экскурсионных групп на лифтах до отметок 36 и 92 метра. Однако после несчастного случая в апреле 2003 года, когда один из туристов упал с верхней площадки и разбился, доступ групп ограничили. На сегодняшний день Мэрия Киева и Музей ВОВ придумали новое развлечение для киевлян и туристов-экстремалов. За 800 гривен желающих обвязывают тросом и поднимают на верхушку щита Родины-матери, а потом вручают 21-сантиметровую бронзовую копию памятника и именной сертификат о покорении высоты в 92 м над Киевом.

 

 

          Проектирование

Планировалось, что монумент будет покрыт сусальным золотом, однако от этой идеи отказались. Металлический каркас сделан из нержавеющей стали, выплавленной в Запорожье. Стальную обшивку сварили специалисты Института электросварки имени Патона из листов размером 50х50 см толщиной 1,5 мм. Суммарная длина швов составила около 30 км. Скульптура таких размеров была сделана впервые в СССР. Она изготовлена на Киевском заводе имени Парижской Коммуны с учетом рекомендаций института электросварки имени Е. О. Патона по сварке элементов из нержавеющей стали отдельными блоками-секциями весом 25—30 т. Скульптуру собирали специально построенным стометровым краном. Позднее этот кран демонтировали. Для контроля за состоянием всех строительных конструкций установлен строгий режим геодезических инструментальных обследований. Регулярные ежегодные обследования показывают отсутствие каких-либо отклонений относительно динамического равновесия. Согласно выводам специалистов, монумент «Родина-мать» должен простоять свыше 150 лет. По расчетам, статуя может выдержать даже землетрясение силой 9 баллов. Для передвижения людей и технического обслуживания скульптуры в середине смонтированы два лифта — наклонный и вертикальный (движется на катках под углом 75 градусов), оборудованы площадки для осмотра. Один из лифтов поднимается с девятью остановками до самой «головы» Родины-матери, в которой есть люки и технические площадки. Можно подняться в «руку» со щитом и в другую — с мечом. Там тоже есть монтажные площадки. Летом 2002 года был разрешен подъем экскурсантов на площадки отметкок 36 метров и 92 метра. Однако после того, как в апреле 2003 года посетитель упал с верхней площадки и разбился, доступ туристов был ограничен. Над проектом начинал работать известный скульптор, автор мемориала в Сталинграде Евгений Вучетич.

Первоначально предполагалось, что на постаменте будет возвышаться 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины. У подножия статуи с 30-метровой высоты должен был течь в Днепр водопад, с обеих сторон которого воины форсировали реку. После смерти Вучетича работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай. Композиция впоследствии претерпела значительные изменения. Бородай разработал проект, который был реализован, в содружестве с Фридом Сагояном и Василием Винайкиным, а также с архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым, Николаем Фещенко. По одной из народных легенд, в ходе сооружения монумента киевский митрополит вел переговоры с первым секретарем ЦК КПУ Владимиром Щербицким о том, чтобы скульптура не была выше Большой Лаврской колокольни, расположенной неподалеку Киево-Печерской Лавры. Якобы после этого было решено укоротить меч скульптуры. Кончик меча действительно ниже верхушки колокольни на 12 метров. Однако архитекторы утверждают, что это сделано для архитектурного равновесия между сооружениями музея Великой Отечественной войны и Лавры. Мемориальный комплекс занимает площадь свыше 10 гектаров. В него входят: музей с монументом «Родина-мать», главная площадь с Аллеей Городов-героев и скульптурными композициями «Форсирование Днепра» и «Передача оружия», галерея героев фронта и тыла с бронзовыми горельефными композициями, чаша «Огонь Славы», выставка боевой техники и вооружения, отдельное здание, где развернуты постоянно действующие реликвийные экспозиции «Трагедия и доблесть Афгана», «На чужих войнах», открытые для посещения экскурсантов самолет Ли-2 и вертолет Ми-24В. Главный экспозиционный корпус музея — трехэтажное сооружение с площадью перед ним, которая вмещает до 30 тысяч человек. Именно тут в честь всенародных праздников Победы, освобождения Украины и Киева проводятся общегородские мероприятия с участием ветеранов и их потомков.

 

 

          Задействованные скульпторы и архитекторы



Создан 19 янв 2011



  Комментарии       
Всего 4, последний 1 год назад
Vladimir 29 июн 2014 ответить
Еще страшнее стала эта бабища, чем была. Как вообще такой кошмар можно в Киеве терпеть? Понятно - денег сейчас нет, но хоть конкурс объявить на замену этого чудовища советского искусства. Полное уродство - не лицо, а Бог знает что, четыре недоразвитых груди и на кой нам лешей герб СССР над Киевом? Это что "спасибо" за сотни тысяч погибших в честь знаменательной даты? Убрать и забыть, как страшный сон.
John Miner 20 фев 2016 ответить
Thank you very much!
Огромное вам спасибо!
Джон Майнер 20 фев 2016 ответить
Спасибо ребята! Вы меня спасли! Мне понадобилось это для Д/З, а вы мне помогли! СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!!!!
Bill Saipher 20 фев 2016 ответить
Thanks,
It's good…
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником