ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

Достопримечательности Киева



В 1852 году митрополит Филарет (Амфитеатров) высказал идею построить в Киеве собор, посвященный 900-летия Крещения Руси. Эта мысль очень понравилась императору Николаю I, одобрившему проект. По всей стране начался сбор пожертвований на строительство храма, и уже к сентябрю 1859 года было собрано около 100 тысяч рублей. А Киево-Печерская Лавра пожертвовала на строительство 1 миллион кирпичей, произведенных на собственном кирпичном заводе.

Первоначальный проект собора принадлежал петербургскому архитектору И. В. Штрому и киевскому епархиальному архитектору П. И. Спарро. Позднее этот проект основательно переработал архитектор А. В. Беретти.

Собор был посвящен крестителю Руси - святому князю Владимиру. Внешний и внутренний облик храма задуман архитекторами в старовизантийском стиле - таким, какими строили древнерусские храмы во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Владимирский собор был заложен в 1862 году, но его строительство, осложненное техническими трудностями, растянулось почти на тридцать лет - с 1862 по 1896 год. Возведением здания руководил академик В. Н. Николаев при участии архитектора К. Я. Маевского и инженера Д. Биркина. В процессе затянувшегося строительства в его проект архитектором Р. Б. Бернгардтом были внесены некоторые изменения.

Торжественное освящение собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

Владимирский собор представляет собой традиционный для русского зодчества шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Длина здания составляет 55 метров, ширина - 30, а высота вместе с крестом - 49 метров. Фасад здания украшают мозаики работы художника А. Н. Фролова. На массивных бронзовых дверях главного портала можно видеть литые бронзовые рельефы с изображениями княгини Ольги и князя Владимира Святого.

Владимирский собор в Киеве - это блестящий образец синтеза искусства и архитектуры. Славу памятника выдающегося культурного значения Владимирский собор получил в основном благодаря своим уникальным росписям. Собор расписывала группа выдающихся художников: русские - В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, П. А. Сведомский и В. А. Котарбиньский под общим наблюдением профессора А. В. Прахова. Припоминая историю дреснерусской живописи, Прахов в шутку называл Васнецова и Нестерова "греческими живописцами", а Сведомского и Котарбиньского - "фряжскими живописцами": Васнецов и Нестеров придерживались традиционой русско-византийской манеры церковного письма, а учившиеся в Риме и Дюссельдорфе Сведомский и Котарбиньский, оба поляки, явно тяготели к европейской художественной школе.

А. В. Прахов является и автором проектов ряда детаей интерьера, в частности - бронзовых входных дверей. В украшении интерьера собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции.

Общая тема живописи собора - "Дело спасения нашего". Об этом повествуют как масштабные композиции на евангельские темы, так и символично изложенная история русской церкви: ее символизируют тридцать фигур русских святых: мучеников, святителей, князей, святых жен, Христа ради юродивых - вся история русского православия, все порывы духа, ищущего подвига и правды...

Главная роль в создании храмовой росписи принадлежит В. М. Васнецову - он исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур. Васнецов расписывал главный неф собора, в котором, кроме евангельских сюжетов, большое место занимают масштабные исторические композиции: "Крещение князя Владимира" и "Крещение киевлян", а также портреты канонизированных русских князей: Александра Невского, андрея Боголюбского, княгини Ольги. Кисти Васнецова принадлежит центральная композиция в алтаре храма - Богоматерь с Младенцем.

Для того, кто впервые входит в собор, самым сильным впечатлением становится образ Богоматери. В мерцающем золотом полусвете, на легких облаках, холодно и нежно освещенных зарей, Богоматерь легко и неторопливо идет навстречу зрителям: Царица Небесная несет грешному миру своего Сына...

Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ называли "Васнецовской Богоматерью". Ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ Богоматери наполнен любовью и человечской красотой.

"Величие искупительных страданий за грехи мира и великая покорность этим страданиям - этот главный мотив русского религиозного настроения отразился со всей полнотой в божественно-прекрасных глазах нашей русской Мадонны, - писал один из современников, - Это не смиренная и несколько тупая покорность неведения Россетиевской Ancilla Domini, не божественное спокойствие Дрезденской Мадонны Рафаэля, не экстаз ничем не омраченных непорочных дев Мурильо - это человеческое проникновение в Божественный замысел и любовная покорность ему наряду с великим страданием и самоотречением".

Первоначально эскизы росписи Владимирского собора готовил М. А. Врубель, но они не были приняты в качестве окончательного варианта. Кисти Врубеля принадлежат росписи правого нефа собора.

Авторству М. В. Нестерова принадлежат 4 иконостаса боковых нефов, композиции "Рождество" и "Воскресение" на стенах хоров и композиция "Богоявление" на стене крещальни, а также ряд икон главного храма и приделов. Среди них особенно выделяются иконы святых благоверных князей Бориса и Глеба и святой княгини Ольги. Написанный на фоне характерного "нестеровского" пейзажа, образ князя Глеба исполнен печальной поэзии - как будто предчуствие близкой смерти от руки убийцы ложится отсветом на одухотворенное лицо молодого князя...

Сведомский и Котарбиньский вдвоем выполнили 18 композиций и 84 отдельных фигуры росписи собора. Среди них выделяются полные драматизма и трагического пафоса, отличающимся необыкновенным реализмом композиции "Тайная вечеря", "Христос перед Пилатом", "Распятие" (автором первых двух является П. А. Сведомский), яркие образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича, героя "Слова о полку Игореве".

Иконостас собора был сделан из дымчато-серого каррарского мрамора. Разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, России и Испании украшают интерьер храма. Из мрамора выполнен и мозаичный пол собора. Богатую серебряную утварь для Владимирского собора делала известная ювелирная фирма Хлебникова.

Владимирский собор сразу привлек внимание современников. Его художественные достоинства горячо обсуждались, о них много спорили, но то, что в этом сооружении нашел свое яркое и мощное воплощение стремительный взлет русского искусства конца XIX века, никто не оспаривал. Современники единодушно назвали Владимирский собор в Киеве "первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства".



Создан 06 июл 2006



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником